Главная страницаОбратная связьКарта сайта

Звуковая карта и Порты


«Какой компьютер без звука?!» — воскликнут любители музыки и компьютерных игр. «Да какой угодно!» — ответят пользователи, которые из всего многообразия программ используют только MS Word и Пасьянс. И действительно: с одной стороны, звук — это необходимая принадлежность современного компьютера, а с другой — есть масса людей, которые вообще ни разу в жизни не включали колонки, сиротливо стоящие на столе. Впрочем, те, кто использует компьютер только как пишущую машинку и подставку под Пасьянс, — несчастные люди, и я надеюсь, что вы к ним не относитесь. Поэтому вопрос — нужен или не нужен звук на компьютере — мы даже и не ставим. Ведь звук — он не просто нужен, он необходим! Это неотъемлемая часть так называемой мультимедиа — синтеза изображения и звука на компьютере. Но какой именно звук (а точнее, звуковая карта) вам нужен — зависит от поставленных задач.

Для чего вообще может использоваться звук на компьютере? Первое — для воспроизведения всяких вспомогательных и предупреждающих синтезированных вскрикиваний и всхлипываний, от которых можно схлопотать инфаркт миокарда, но которые все равно любят многие пользователи — ибо прикольно. Второе — для воспроизведения звука во всяких мультимедийных энциклопедиях. Третье — для звукового сопровождения в играх. Четвертое — для воспроизведения звуковой дорожки в фильмах Video-CD и аналогов. Пятое — для воспроизведения звуковых дорожек DVD

Сразу нужно пояснить, что в любом персональном компьютере есть некий совершенно примитивный звук, воспроизводимый простеньким динамиком. Все это безобразие называется довольно незамысловато — PC-Speaker (произносится как «писи-спикер», однако, несмотря на экзотическое звучание, на самом деле означает просто «динамик персонального компьютера»). Именно его легкое попискивание мы слышим при включении компьютера. Именно он начинает протяжно и жалобно ныть, если в компьютере что-то до такой степени не в порядке, что загрузка невозможна. Для воспроизведения нормального звука эта штука не предназначена, перед ней стоит одна-единственная задача — сигнализировать.

Однако уже на заре развития персональной компьютерной техники стало понятно, что пользователю нужно нечто большее, чем просто тихие попискивания. И тогда фирма Creative Labs, которая до сих пор не потеряла своих лидирующих позиций на рынке устройств мультимедиа, начала выпускать первые модели плат, предназначенных для воспроизведения более качественного, чем писи-спикер (слово-то какое противное), звука. Назывались эти устройства просто, но со вкусом — Sound Blaster, то есть звуковая плата. Данный термин, как и в случае с «ксероксом», прижился настолько, что саунд-бластерами до сих пор называют самые разнообразные звуковые платы, даже те, которые к Creative Labs не имеют ни малейшего отношения.

Мы уже говорили о том, что в компьютеростроении принято для различных важных направлений — видео, звук — значительную часть нагрузки на процессор, чипсет, память и прочие составляющие перекладывать на специализированные устройства (платы). Так сделано в видеокартах — своя память, свой чипсет, — так делается и в звуковых платах. Таким образом, звуковая плата представляет собой как бы специализированный компьютер для синтеза и обработки звука. Это может быть довольно простое устройство, а может быть и крайне сложное.

Некоторые пользователи считают, что сами по себе звуковые карты ничего не создают, а в играх просто тупо воспроизводят заранее записанные «с натуры» кус­ки различных звуков — от оркестровок до шума пикирующего бомбардировщика.В общем, это и верно, и неверно. В игрушках нередко вос-

производятся записанные аудиотреки, но часто звук синтезируется, то есть звуковая карта сама активно принимает участие в этом процессе. Каким образом и за счет чего?

Вы знаете, как играет оркестр? Стоит дирижер и говорит:
«А ну, первая скрипочка, сыграй мне ноту ля второй октавы!»Первая скрипка изображает требуемый звук (рис. 2.29). Ди­рижер: «Гобой, гобой! А ну, выдуй мне си бемоль третьей ок­тавы!» Гобой, надув щеки, издает требуемый звук. После этого дирижер взмахивает руками, и... оркестр начинает шпарить по нотам, которые лежат перед каждым оркестран­то.Со звуковой картой все то же самое. Только вместо Нечто   оркестрантов — звуковая карта, а ноты предоставляет компьютер в виде специальных команд. Разумеется, объяснить
очень слабо похожее  на скрипку звуковой карте, что именно ей сейчас нужно сыграть, гораздо

проще, чем просто передавать ей заранее записанные музыкальные треки. Представьте себе, что дирижер каждому оркестранту передает магнитофон с заранее за­писанной партией его инструмента. Что это будет? Ну уж не оркестр, однозначно.

Звуковая карта — именно оркестр. Ей говорят, что она должна сыграть, она и играет — разумеется, в силу своих возможностей. А вот как раз эти возможности у разных звуковушек (так их ласково называют) весьма различны. Как с теми же оркестрами. Достаточно сравнить, например, оркестр Спивакова и группу оркестрантов-любителей дома культуры швейной фабрики имени тутового шелкопряда. Предложите обоим этим оркестрам сыграть «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, предложите... Ручаюсь, что после бравурного исполнения этого произведения оркестром дома культуры вы не уснете примерно с неделю.

Со звуковыми картами, впрочем, все не так трагично — просто потому, что задачи, стоящие перед ними, менее высокоэстетичны. Звуковые карты Моцарта играют крайне редко. Им бы что попроще — лишь бы над ухом жужжало и взрывалось вовремя, когда мы всаживаем в лоб монстру очередной заряд из базуки.

Итак, в чем отличия? Дело в том, что синтезированный звук, для создания которого и предназначены звуковые карты, можно воспроизводить двумя способами. Это так называемый частотный синтез, или FM-синтез, и синтез с помощью волновой таблицы, или WaveTable-синтез.



FM-синтез — самый простой и незамысловатый . При этом в звуковой карте каждый инструмент, который она может воспроизводить, описан как набор не­скольких частот (FM). То есть, например, скрипочка — это частоты одних характеристик, гобой—других и так далее. Когда ком-пьютер говорит: «А пропищи-ка ты мне      Рис. 2.30 • Приблизительный график

„                                                                            fМ-синтеза

скрипочкой такую-то нотку столько-то времени», — звуковая карта извлекает из своего списка характеристики скрипочки и, в меру сил и возможностей, пытается пропищать нечто скрипкообразное. Получается это у нее достаточно безобразно, но если особо не эстетствовать, то, в обшем, и так сойдет (учитывая еще и то, что речь идет не о воспроизведении концерта для скрипки с оркестром Чайковского, а всего лишь о сопровождении к играм или энциклопедиям). Зато звуковые карты с FM-синтезом стоят сущие копейки (10—20 долларов).

Wave-синтез намного более интересный. В данном случае в звуковой карте также хранится банк инструментов, однако это уже не частотные описания, а именно оцифрованные образцы звучания реальных инструментов. И когда компьютер говорит звуковухе: «А вруби-ка ты мне скрипочку, да так, чтобы вокруг все зарыдали», — звуковая карта врубает, причем по полной программе. Такой звук на порядок более реалистичен, чем FM-синтез, и это вполне понятно — ведь играют «живые» инструменты. Кроме того, при наличии звуковой карты с Wave-таблицей персональный компьютер превращается в небольшой синтезатор: с помощью специальной программы на экран монитора можно вывести изображение клавиатуры, а дальше вперед — выбираете желаемый инструмент и его звуком исполняете «Мурку», доводя домашних животных до истерики.

Вот, в общем, и все основные отличия звуковых карт друг от друга. Конечно, существует еще множество других характеристик: трехмерное звучание, частота
оцифровки, соотношение сигнал—шум, наличие специальных выходов и входов — однако на стартовом этапе изучения компьютера вам в эти тонкости вникать не нужно. Одно только необходимо учитывать — наличие у звуковой карты выхода 5.1, позволяющего воспроизводить пятиканальный звук с DVD. Да и для игрушек пятиканальный выход — штука очень и очень не лишняя, особенно если вам хочется ощутить реалистичность происходящего в гнусных подземельях так, чтобы волосы на голове вставали дыбом, как у панка на концерте Sex Pistols (рис. 2.31)...

Теперь давайте разбираться, в каких случаях какую карту
лучше предпочесть. Повторюсь — все зависит от задач. Если вы Играете в простенькие игрушки и звук на компьютере для вас — вещь чисто номинальная, тогда приобретайте самую простую звуковую карту из представленных на рынке (или материнскую плату со встроенным звуковым адаптером),
на концерте группы       Стоимость простейших звуковых карт находится где-то в
Sex Pistols               пределах 8—18 долларов. Совсем отказываться от звуковой карты не стоит, даже если вы считаете, что она вам никогда не понадобится. Просто на свете есть многое такое, друг Горацио, что и не снилось тебе на этапе приобретения компьютера. А вот когда влезешь в это дело с головой, тогда пожалеешь, что остался без звука.

Для игрушек и активной работы со всякими мультимедийными энциклопедиями и обучающими программами лучше все-таки брать звуковую карту средней продвинутое™, снабженную Wave-таблицей. Впрочем, они достаточно недорогие, и их ценовая категория — 20—30 долларов. Идеальный вариант — что-то вроде Creative Audigy 5.1 (или ее аналоги других фирм-производителей): карта замечательная во всех отношениях, к тому же снабженная выходом 5.1 (для воспроизведения пятиканального звука).

Звуковые карты более высокой стоимости нужны уже для несколько других задач: качественной оцифровки звука, поступающего с внешних устройств, специальной его обработки. Существуют звуковые карты стоимостью в несколько сотен долларов, и их наличие превращает компьютер в достаточно мощный синтезатор. Однако понятно, что такие устройства нужны или профессиональным музыкантам, или композиторам-любителям, но никак не простым пользователям.

Что посоветую лично я? Возьмите нормальную звуковую карту — Creative Audigy 5.1 (или SE) или что-то в этом роде. Не покупайте всякое барахло за 10 долларов — разница в цене совершенно незначительна, а разница в звуке и возможностях — колоссальная. И обратите внимание на пятиканальный выход — он должен быть обязательно, если вы собираетесь смотреть на компьютере современные фильмы.

Конспект рубрики «Звуковая карта»

1.  Звуковая карта — это специальное устройство, предназначенное для синтезирования звука на компьютере.

2.    Звук может воспроизводиться двумя способами: с помощью FM-синтеза (паршивое качество) и с помощью WaveTable-синтеза (хорошее качество).

3.         Для офисных приложений годится самая элементарная звуковая карта стоимостью 10—20 долларов (или интегрированная в материнскую плату).

4.    Если вы собираетесь смотреть фильмы на компьютере, а также планируете играть в игры, тогда нужно приобретать звуковую карту средней продвинуто-сти с выходом 5.1. Стоимость подобных карт— примерно 30—60 долларов.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Что за звуковые карты встраиваются в материнские платы? Обычно это самые элементарные «звуковухи» с FM-синтезом. Для офисных попискиваний их хватает — и ладно. Однако в некоторые виды материнских плат встраиваются вполне приличные звуковые платы. Но это бывает крайне редко. Смысла нет. Если пользователь хочет приличную карту — ему проще выбрать нужную и приобрести ее отдельно.

Можно ли смотреть DVD-фильмы на компьютере с самой простой звуковой картой ? Можно. Просто в этом случае вы лишаете себя радости пятиканального звучания. Да и звук будет паршивым.

Сколько стоит самая крутая «звуковуха» для игрушек?

На рынке присутствует довольно большое количество различных моделей звуковых карт весьма приличной стоимости. Они, карты, бывают аж семиканальные, с 24-битным звуком, со всевозможными встроенными эффектами, с трехмерным звучанием. Например, довольно популярная звуковая карта для игр — SB X-Fi Fatality — стоит сейчас порядка 200 долларов.

Я хочу качественно записывать свой голос на компьютер. Какая звуковая карта для этого нужна?

На самом деле качественно записать голос — задача не такая тривиальная, как может показаться. Обычной карты для этого совершенно точно не хватит, потому что обычные карты предназначены для вывода звука, а не для записи (оцифровки). Поэтому для записи голоса вам понадобится, во-первых, достаточно качественная звуковая карта, во-вторых, качественный микрофон (микрофоны за 20— 30 долларов для такой задачи не подойдут ни под каким видом), ну и в-третьих — простенький микрофонный предусилитель или микшерский пульте предусилите-лем. Самый минимальный комплект — карта, микрофон, предусилитель — обойдется в 400—500 долларов.

Я хочу заняться созданием музыки на компьютере. Хватит ли мне для этого обычной звуковой карты?

А это смотря какой музыки. Если вы хотите одним пальцем на виртуальной клавиатуре пробибикать «Мурку» или что-то в этом роде — для подобной задачи вполне подойдет звуковая карта средней паршивости. Если же речь идет о композиторстве, тогда вам понадобится не только профессиональная звуковая карта (их много разных, а подбирать карту нужно под конкретные задачи), но и различные дополнительные мультимедийные устройства, например MIDI-клавиатура.

Порты

«Что за порты такие? — спрашивает неискушенный пользователь, услышав это название. — Для разгрузки кораблей, что ли?»

Почти. Для разгрузки и погрузки внешних устройств. Порты — это специальные устройства, снабженные так называемыми колодками, которые выведены на заднюю сторону корпуса, и предназначенные для подключения к компьютеру различных внешних устройств — так называемой компьютерной периферии. (В некоторых видах корпусов часть портов может выводиться на лицевую часть корпуса.) Есть платы, которые снабжены собственными специализированными выводами, через которые они соединяются с соответствующими внешними устройствами, — видеокарта, звуковая карта, — а отдельные порты сделаны в компьютере для того, чтобы к ним можно было подключать все что угодно.

К видеокарте подключается монитор или телевизор. К звуковой — колонки или музыкальный центр. А к портам — любые внешние устройства, поддерживающие данный вид подключения (порты также бывают довольно разные).

Изначально на персональных компьютерах было два типа портов: СОМ и LPT (рис. 2.32). СОМ-портов на компьютере почти всегда было два — 9- и 25-штырьковый, причем сами порты были предназначены в основном для подключения к компьютеру мыши и модема

У первых персональных компьютеров порты поставлялись в виде отдельной платы, на которой располагались два СОМ-порта и один LPT. Иногда еще к ним присоединялась колодка MIDl-порта, предназначенная для подключения джойстика или специальной MIDI-клавиатуры (музыкальной клавиатуры). При необходимости пользователь мог прикупить и поставить к себе на компьютер дополнительные порты, например второй ЬРТдля одновременного присоединения двух разных принтеров.

Однако позже от отдельной платы портов отказались, и стандартные порты стали делать на материнской плате. В варианте AT (см. описание форм-факторов материнских плат) колодки портов присоединяются к материнке гибким шлейфом, а в варианте АТХ (более современном и продвинутом) колодки выводов жестко крепятся к материнской плате.

К портам также относятся еще два специализированных вывода — клавиатурный порт, к которому присоединяется клавиатура, и так называемый порт PS/2, к которому подключаются мыши, снабженные соответствующей колодкой.

Основной параметр характеристики порта — это его быстродействие, то есть пропускная способность. Чем «быстрее» порт, тем большее количество информации могут через него передать в компьютер внешние устройства. СОМ-порты — самые медленные устройства. Впрочем, их скоростей вполне хватало для работы с мышью и модемом, но для мыши довольно скоро сделали более быстрое устройство — PS/2, после чего ее перестали подключать к СОМ-порту, а вот внешние модемы к СОМ-портам подключают до сих пор.

LPT — более быстрое по сравнению с СОМ устройство, а кроме того, оно поддерживает двунаправленный диалог с периферией (что опять-таки ускоряет работу), поэтому принтеры к СОМ-портам практически не подключали: долгое время именно 1_РТбыл принтерным.
Однако в конце 90-х годов прошлого столетия появился новый тип универсального порта, который постепенно отправил СОМ и LPT на свалку истории. Это порт USB (Universal Serial Bus — универсальная последовательная шина). Напоминаю, что в компьютерной терминологии «шина» — это вовсе не резина на колесах, а канал (магистраль) для передачи данных. USB-порт по сравнению с СОМ и LPT, во-первых, намного более быстрый, а во-вторых, намного более продвинутый. В результате этого практически все виды внешних устройств (периферии), которые раньше подключались к СОМ или LPT, ныне подключаются к USB, a COM и LPT, хотя до сих пор и входят в состав многих материнских плат (но не всех), уже практически не используются.

Еще один очень важный плюс USB: он позволяет подключать большое количество всевозможных устройств. Если классическая тройка — два СОМ и один LPT — позволяли подсоединять один принтер, мышь и модем, то к USB можно одновременно подключить целую кучу всякой периферии: несколько принтеров, модем, сканер, мышь, джойстик, цифровой фотоаппарат. Кроме того, через USB идет питание в 5 вольт, что позволило выпускать некоторые виды периферии, которые не нужно подключать к внешнему источнику питания — они через USB и питаются, и передают данные.

На современных материнских платах обычно ставят два или четыре USB-порта. Кроме того, на плате нередко делают выводы для подключения еще пары USB-портов. Но даже если на материнской плате только два USB-порта, вы их с легкостью можете «размножить», подключив к одному из портов специальное недорогое устройство под названием USB-разветвитель (такое устройство «размножает» один порт на два, четыре, шесть или восемь портов — в зависимости от модели) — рис. 2.33. Кроме того, USB-разветвители нередко бывают встроенными в какие-то внешние устройства — мониторы, клавиатуры.

Какие рекомендации, как и что выбирать? Да на самом деле с портами сейчас проблем никаких нет— они по определению встроены в материнскую плату. СОМ и LPT пока еше почти всегда присутствуют — потому что они могут пригодиться для присоединения устаревших принтеров, модемов и «секретных ключей», которыми снабжаются некоторые программы, — a USB во всех современных материнских платах есть просто по определению — без них нынче вообще нельзя. Но при покупке компьютера лучше сразу прикинуть количество потребных USB-портов: если у вас, например, с USB мышь, принтер и сканер, а на материнской плате только два USB-порта, сразу же приобретите простенький USB-разветвитель. Или ищите материнскую плату с четырьмя или шестью USB-портами (таких сейчас тоже немало).

Еще следует иметь в виду, что USB-порты бывают двух типов — USB 1.0 (USB 1.1) и USB 2.O. Последний во много раз быстрее первого. Поэтому USB-устройства, для которых важно быстродействие, например сканеры, цифровые фотоаппараты, кард-ридеры, желательно подключать к USB 2.0.

Ну и есть еще один тип порта, который довольно редко бывает на материнских платах, но он вам может пригодиться, если вы будете работать с видео — это порт под названием FireWire. Этот порт обычно используется для закачки видеопотока в компьютер — например, с цифровой видеокамеры или какого-то другого источника видеосигнала. Если FireWire на материнской плате нет, а он вам понадобился — для той же видеокамеры, — тогда его можно приобрести в виде отдельной PCI-платы, которая стоит 15—20 долларов. Кроме того, FireWire, так как он достаточно скоростной, нередко используется для подключения различных внешних накопителей.

Конспект рубрики «Порты»

1.         Порты — это специальные выводы с материнской платы, через которые к компьютеру подключаются различные внешние устройства.

2.    Раньше на компьютере ставилось два СОМ-порта и один LPT. К СОМ-пор-там подключались модемы и мыши, к LPT — принтер. Сейчас, как правило, на компьютере устанавливаются два USB-порта и один СОМ. (Не считая PS/2 портов для клавиатуры и мыши, которые как ставились, так и ставятся.)

3.    Появившиеся порты под названием USB (универсальный серийный порт) выбросили СОМ и LPT на свалку истории, хотя их до сих пор еще устанавливают — для совместимости со старыми устройствами.

4.    Порт USB значительно быстрее (то есть может передавать намного больше данных в единицу времени), чем LPT и СОМ.

5.    Даже если на компьютере всего два USB, их можно «размножать» с помощью специальных USB-разветвителей.

6.    USB бывают двух типов - USB 1.0 (USB 1.1) и USB 2.0. USB 2.0 во много раз быстрее, чем USB 1.0 USB 1.1).

7.    Порт FireWire на материнские платы встраивается крайне редко, однако он иногда используется для ввода видеопотока или для подключения внешних накопителей. FireWire можно приобрести в виде отдельной РС1-платы.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Что делать, если я купил сканер с USB, а на компьютере такого порта вообще нет ? Приобрести порты USB в виде PCI-платы. Такая плата стоит недорого — порядка 25 долларов.

Если я USB-разветвитель подключил в порт USB 2.0, можно ли туда подключать устройства с US В 1.0?

Можно. Однако при этом следует иметь в виду, что устройства USB 2.0, воткнутые в этот разветвитель, будут работать со скоростью USB 1.0.

Какие устройства могут подключаться к USВ?


Практически все внешние устройства: сканеры, принтеры, модемы, мыши, Flash-drive, другие накопители, цифровые фотоаппараты и камеры, мобильные телефоны, КПК.

Бывают ли материнские платы, на которых кроме USB вообще никаких других портов нет ?

Бывают, но это специальные материнские платы — например для интернетовских серверов или для рабочих станций.

Я купил цифровую камеру, которая с компьютером соединяется через FireWire. Мне сказали, что нужен провод и плата FireWire. Однако когда я поехал покупать это все, продавцы стали спрашивать, какой провод мне нужен — мол, они бывают двух типов. Так какой мне нужен?

Они правы. Если вход порта FireWire на плате всегда одинаковый, широкий (шестиконтактный), то выход FireWire камеры (или другого устройства) может быть как шестиконтактный, так и узкий (четырехконтактный). Поэтому перед покупкой кабеля нужно посмотреть, какой тип выхода FireWare на вашем устройстве.

Обсудить статью на форуме


Если прочитаная статья из нашей обширной энциклопедия компьютера - "Звуковая карта и Порты", оказалась полезной или интересной, Вы можете поставить закладку в социальной сети или в своём блоге на данную страницу:

Так же Вы можете задать вопрос по статье через форму обратной связи, в сообщение обязательно указывайте название или ссылку на статью!
   


Copyright © 2008 - 2019 Дискета.info