Главная страницаОбратная связьКарта сайта

Использование MIDI


Как вы уже знаете, для проигрывания MIDI-файлов необходимо, чтобы на звуковой карте был установлен синтезатор или же карта имела внешний MIDI-выход с подключённым внешним звуковым модулем. Можно воспользоваться также одним из программных синтезаторов.

Дело в том, что MEDI-файлах нет собственно звуковой информации. Они представляют собой последовательность «команд» для синтезатора. Например, «нажать» такую-то «клавишу» с такой-то «силой», «отпустить» клавишу, нажать «педаль», увеличить громкость какого-либо инструмента, и т. п. По сути, в МШ1-файле записаны сообщения, которые могли бы быть сгенерированными при управлении синтезатором с МПЯ-клавиатуры. Сама аббревиатура MIDI расшифровывается как «Musical Instruments Digital Interface», т. е. цифровой интерфейс музыкальных инструментов.

Стандартные MIDI-файлы обычно имеют расширение mid или midi. В операционной системе Windows по умолчанию они открываются и проигрываются программой «Windows Media Player», однако можно для этого использовать и какую-либо другую программу, например Winamp. В операционной системе Linux можно использовать, например, программу XMMS или KMidi.

Если необходимо отредактировать или самому создать МПЯ-файл, можно использовать одну из программ-редакторов MIDI. Также при этом нелишним будет использование MIDI-клавиатурыГ которую можно подключить MIDI-входу звуковой карты. Некоторые MIDI-клавиатуры предназначены для подключения к порту USB или последовательному порту компьютера.

Практически все программные МПЯ-редакторы имеют довольно сходные интерфейс и способы работы. Для примера кратко опишем работу с популярным МШ1-редактором Cakewalk.

 MIDI-редактор Cakewalk Pro Audio

Общий вид основного окна программы Cakewalk Pro Audio показан на рис. 11.90. Как видите, здесь имеется как бы таблица из 256 дорожек (это максимальное количество дорожек в этой программе), которые изначально пусты. Здесь вы должны указать источник записи каждой дорожки в поле Source. Соответственно, это может быть либо один из MIDI-каналов (или «общий» канал Omni) для дорожки с МПЯ-мате-риалом, либо один из двух каналов звукового устройства (или стерео-источник) для дорожки со звуковыми данными, так как в программу Cakewalk можно также записывать и звук.


Рис. 11.90 Общий вид программы Cakewalk

Чтобы начать работать с MIDI-материалом, вначале следует «активизировать» одну из дорожек: дважды щёлкните в её поле Name, после чего введите название дорожки. Затем дважды щёлкните на любом другом поле этой дорожки. Откроется окно Track Properties (рис. 11.91). В этом окне введите нужные значения всех полей дорожки.
Если вы собираетесь записывать на дорожку МПЯ-материал, то откройте выпадающее меню Source и выберите пункт MIDI Omni. Для некоторых специальных случаев может потребоваться указание канала, например, для записи с нескольких источников одновременно. Затем откройте выпадающее меню Port и выберите выход на нужное MIDI-устройство. Управлять выбором инструментов будет легче, если определить тип устройства, нажав кнопку Instruments. Откроется окно Assign Instruments (рис. 11.92), в котором следует определить тип устройства для каждого из каналов каждого MIDI-выхода. Это может быть, например, General MIDI, Yamaha XG, устройство SoundFont и т. д. Если устройства нет в списке, нажмите кнопку Define и составьте определение инструмента в специальном окне.

Когда тип устройства задан, можно вернуться в окно Track Properties. Откройте в нём выпадающее меню Channel и выберите номер MIDI-ка-нала. При этом название MIDI-выхода в поле Port должно измениться на выбранный тип устройства.



Рис. 11.91 Свойства дорожек в программе Cakewalk

Затем, если это ещё не сделано, из выпадающего меню Bank Select Method определите способ выбора банков на вашем устройстве. Здесь пункт Normal означает последовательность контроллеров 0 и 32. Можно также определить и другие способы, описанные непосредственно в пунктах меню.

Теперь остаётся выбрать из выпадающего меню Bank название банка инструментов вашего устройства, а из выпадающего меню Patch — название самого инструмента. Может случиться, что у вас слишком много банков, и вы не помните точно, в каком из них какой инструмент расположен. Не отчаивайтесь, разработчики предусмотрели функцию поиска — достаточно нажать жёлтую кнопку рядом с выпадающими меню Bank и Patch, как откроется окно, в котором все названия инструментов будут представлены в алфавитном порядке. А если ввести в верхнее поле этого окна какой-либо текст (буквосочетание), в нижней части окна будут перечислены только инструменты, в названии которых это буквосочетание встречается.

Кроме того, в окне Track Properties есть ещё четыре поля: Кеу+ для указания транспозиции, Velocity*- для сдвига по velocity (значения этих двух полей просто будут прибавляться соответственно к значениям номера клавиши и скорости её нажатия), а также поля Pan и Volume для начальных значений панорамы и громкости. Если в полях Pan и Volume стоят значения «-1», то это означает, что начальные значения этих параметров отсутствуют.



Рис. 11.92 Определение типа устройства для каждого MIDI-выхода

Замечание. Velocity — это значение силы удара по клавише, измеренное как скорость её нажатия.
Когда всё готово, нажмите кнопку ОК. Теперь, чтобы получить возможность записи на выбранную дорожку, щёлкните на её поле с буквой R, чтобы оно стало красным. После этого станет активной кнопка записи на «транспортной панели» программы. Вы можете установить начальную позицию записи, просто щёлкнув левой кнопкой мыши на временной шкале в правой части основного окна. Чтобы установить текущую позицию в самое начало композиции можно, нажмите кла­вишу W. Для установки текущей позиции можно также пользоваться специальной панелью текущей позиции, по умолчанию расположенной в верхней части экрана (рис. 11.93). Теперь, если нажать кнопку записи или клавишу R, начнётся запись на выбранную дорожку.

По умолчанию запись начинается сразу же после нажатия кнопки записи. Кроме того, во время записи вы слышите метроном, а во время воспроизведения — нет. Такие параметры действительно подходят для многих случаев, однако иногда хочется сделать запись без метронома, а иногда между нажатием на кнопку записи и собственно началом записи неплохо бы отсчитать пару пустых тактов. Все эти параметры можно настроить, выбрав из меню Options пункт Project, а в открывшемся окне — вкладку Metronome (рис. 11.94). Здесь.в секции General, вы можете выбрать с помощью переключателей, должен ли звучать метроном при записи (Record) и воспроизведении (Playback), а также должна ли при этом акцентироваться сильная доля (Accent First Beat). В поле Count-in вы можете ввести количество пустых тактов (переключатель Measures) или долей (переключатель Beats), которые будут отсчитаны перед началом воспроизведения. Кроме того, переключателем Use MIDI Note можно указать, следует ли «исполнять» метроном по MIDI (обычно для этого используются наборы ударных), а переключателем Use PC Speaker — должен ли использоваться в качестве метронома встроенный динамик компьютера («пищалка»). В этом же окне можно установить, какие именно ноты на каких каналах использовать в качестве «метронома».



Рис. 11.93 Панель текущей позиции в программе Cakewalk

Записанный материал отображается на дорожках в правой части основного окна в виде отдельных фрагментов. Эти фрагменты можно произвольно перемещать как по горизонтали (во времени), так и по вертикали (на другие дорожки) с помощью мыши. Если при перемещении фрагмента удерживать клавишу Ctrl, то фрагмент будет скопирован. Вы можете также выделить для последующего перемещения или копирования несколько фрагментов одновременно. Для этого следует, удерживая клавиши Shift или Ctrl, по очереди щёлкнуть на них мышью. Можно также разделить фрагмент на две части, выделив его и поставив текущую позицию в месте будущего разреза, затем нажать правую кнопку мыши и выбрать из контекстного меню пункт Split. Можно также объединить несколько фрагментов в один, выделив их и выбрав из контекстного меню пункт Combine.

Редактирование и обработка записанного MIDI-материала. Это можно делать различными способами, большинство из которых рассматривается в следующем подразделе. Здесь же кратко рассмотрим самую распространённую функцию обработки MIDI-материала — функцию выравнивания.



Рис. 11.94 Настройка метронома в программе Cakewalk

Чтобы применить выравнивание к MIDI-фрагменту, выделимте его и выберите из меню Edit пункт Quantize. Перед вами откроется окно, показанное на рис. 11.95. Рассмотрим его подробнее. В верхней части окна расположено поле для создания пресетов — наиболее полезных для вас наборов установок. Основной параметр выравнивания вы можете выбрать из выпадающего меню в секции Resolution. Например, чтобы осуществить выравнивание до шестнадцатых долей, выберите из этого меню пункт Sixteenth.

Далее, в секции Change необходимо указать, к каким типам событий следует применить выравнивание. Если здесь включён переключатель Start Times, то это разрешает перемещать события типа «нажатие на клавишу». Переключатель Note Durations разрешает при выравнивании изменять длину нот. Если он выключен, события типа «отпускание клавиши» будут перемещаться параллельно соответствующим событиям «нажатие на клавишу», чтобы длина каждой ноты оставалась неизменной. Если включён переключатель Only Notes, Lyrics and Audio, то выравнивание применяется только к нотам, стихам и звуковым событиям. Применительно к собственно МПЯ-материалу это означает, что выравниваются только ноты. Если этот переключатель отключить, то выравниванию будет подвергнуты также все остальные MIDI-события.

Наконец, переключатель Stretch Audio Events разрешает сжатие/ растяжение звуковых событий при выравнивании. Этот параметр не оказывает воздействия на MIDI-материал.



Рис. 11.95 Настройка выравнивания в программе Cakewalk

Однако и это ещё не всё. В секции Options того же окна вы можете задать дополнительные параметры выравнивания. По умолчанию в ней установлены параметры, соответствующие обычному выравниванию. Запомните их на всякий случай, если впервые начинаете эксперименты, чтобы потом не было вопросов, почему выравнивание не работает или работает не так, как нужно.

В поле Strength можно установить степень выравнивания. Значение 100% означает обычное, «полное» выравнивание, при котором каждая нота смещается на ближайшую позицию сетки выравнивания. Значение 50% будет означать, что нота будет смещена только наполовину в сторону позиции сетки выравнивания. Чем меньше значение поля Strength, тем меньше смещение каждой ноты. При значении 0 выравнивания не произойдёт вообще.

В поле Swing можно указать, равномерно ли должны распределиться доли сетки выравнивания. Значение 50%, установленное по умолчанию, означает равномерное их распределение. Чем больше значение этого поля, тем длиннее будет каждая более сильная из двух соседних долей в сетке выравнивания. Например, при значении 67% вы получите стандартную свинговую сетку.

В поле Window вы можете задать «чувствительность» выравнивающего модуля. Чем меньше значение этого поля, тем меньшее количество нот будут подвергнуты выравниванию. Не будут выравниваться ноты, стоящие слишком далеко от позиций сетки. Для примера можно сказать, что при выравнивании до восьмых долей и значении Window = 100% программа будет «искать» позицию сетки на расстоянии одной шестнадцатой с каждой стороны от ноты, и, таким образом, такая позиция будет найдена в любом случае. Если же уменьшить этот параметр до 50%, поиск позиции сетки будет производиться только на расстоянии одной тридцать второй с каждой стороны от ноты. Таким образом, нота, находящаяся, например, точно посередине между двумя позициями сетки (восьмыми долями), не будет перемещена при выравнивании.

И, наконец, в поле Offset вы можете задать смещение всей сетки выравнивания относительно её «нормального» расположения. Смещение задаётся в тиках, которых в этой программе содержится обычно 120 в каждой четвертной доле, хотя это значение можно изменять, увеличивая его, например, до 480. Для этого выберите из меню Options пункт Project и откройте вкладку Clock.

Кстати, в программе Cakewalk можно производить также выравнивание по образцу, выбрав из меню Edit пункт Groove Quantize. Однако сейчас мы не будем подробно рассматривать параметры такого выравнивания, а перейдём к МПЯ-редакторам и MIDI-эффектам.
Для тонкого редактирования МПЯ-материала на каждой из дорожек в программе Cakewalk существует несколько MIDI-редакторов. Наиболее удобным из них является так называемый фортепианный (Piano Roll). Чтобы открыть его окно, выделите нужный фрагмент или фрагменты (они могут располагаться на нескольких дорожках одновременно), нажмите правую кнопку мыши и выберите из контекстного меню пункт Piano Roll.

Общий вид окна фортепианного редактора показан на рис. 11.96. Как видите, здесь основную часть окна занимает отображение нот, которые представлены графически — по горизонтальной оси отложены такты и их доли, а по вертикальной — ноты на клавиатуре. Для работы с нотами и другими MlDI-событиями здесь есть пять инструментов, которые можно выбрать в левом верхнем углу окна редактора.

С помощью инструмента «стрелка» можно выделять отдельные нот и группы ноты и свободно перемещать их как по горизонтали (во времени), так и по вертикали (изменяя их высоту). При перемещении во времени по умолчанию ноты будут «притягиваться» к позициям сетки выравнивания. Если вы не хотите, чтобы это происходило, нажмите клавишу N на клавиатуре или кнопку с изображением сетки в правой верхней части окна редактора. Кстати, щёлкнув на этой кнопке правой кнопкой мыши, можно изменить параметры сетки в окне Snap to Grid



Рис. 11.96 Фортепианный редактор в программе Cakewalk (рис. 11.97). Обратите внимание, что здесь можно не только изменить частоту появления позиций сетки, но и по желанию включить опцию Move By, при которой перемещаемые ноты будут не притягиваться к позициям сетки, а перемещаться, «перескакивая» через заданную длительность.

С помощью инструмента «карандаш» можно создавать новые ноты, а также изменять их длину. Длина каждой вновь созданной ноты запоминается и используется при создании следующей ноты. Длину нот можно изменять графически, а можно выбирать из палитры длительностей, что расположена в верхней части окна редактора.

Инструмент «линия» в этой части окна работает так же, как и «карандаш». Инструмент «ластик» можно использовать для удаления существующих нот, а инструмент «динамик» для прослушивания любого места во фрагменте.

Теперь обратите внимание на нижнюю часть этого окна. Здесь вы можете редактировать некоторые дополнительные параметры. Эти MIDI-события появляются в виде столбиков, расположенных по горизонтали в соответствии с временной шкалой. Высота столбика соответствует значению MIDI-события.



ТЧсс. 11.97 Настройка «сетки* фортепианного редактора в программе Cakewalk

Тип MIDI-событий, которые в данный момент отображаются в нижней части редактора, можно выбрать из выпадающего меню, которое находится сверху (рис. 11.98). Здесь пункт Wheel означает колесо высоты, ChanAft — изменения давления на клавиатуру (только события типа Channel Aftertouch), a Control — любой MIDI-контроллер. При выборе пункта Control становится активным соседнее поле (выпадающее меню), в которое можно ввести номер контроллера или же выбрать из списка его описательное значение.

Дополнительные параметры можно редактировать теми же инструментами, что и ноты. С помощью инструментов «карандаш» и «линия» вы можете рисовать кривые плавных изменений того или иного параметра (рис. 11.99). Интересно, что частота реального появления событий при использовании инструмента «карандаш» зависит от того, с какой скоростью вы будете перемещать мышь при «рисовании».

В меню дополнительных параметров есть также Velocity, редакция которой ничем не отличается от редакции других MIDI-событий (естественно, что «столбики» velocity отображаются всегда точно под нотами).

Теперь кратко рассмотрим другие редакторы, встроенные в программу Cakewalk.

Списковый редактор. Если вы, выделив фрагмент в основном окне, нажмёте правую кнопку мыши и выберете из контекстного меню пункт Event List, откроется окно спискового редактора (рис. 11.100). В нём все MIDI-события представлены в виде списка друг за другом, в порядке реального появления.



Рис. 11.100 Списковый редактор в программе Cakewalk

Список состоит из нескольких колонок. В первой из них, Trk, отображается номер дорожки, на которой это событие появляется. Во второй, HMSF, отображается время появления события в формате SMPTE, а в третьей колонке, МВТ, оно же в формате «такт/доля/тик». В колонке Ch отображается номер MIDI-канала для данного события, в колонке Kind — его тип и в следующих колонках (Data) — значения остальных байтов MIDI-события, которые по возможности отображаются описательно. Например, для нот указывается их высота в формате название ноты/октава, для контроллеров — вместе с номером указывается название (например «7—Volume») и т. д. Для удобства события типа «отпускание клавиши» отдельно не отображаются, зато у нот имеется дополнительное поле, в котором отображается их длина.

Чтобы отредактировать какое-либо MIDI-событие, достаточно дважды щёлкнуть по любому из его значений. Откроется небольшое поле, в которое можно ввести новое значение (для некоторых параметров открываются специальные диалоговые окна). Вы можете добавить новое MIDI-событие, нажав клавишу I или кнопку Insert Event в верхней части окна редактора, и удалить любое событие, нажав клавишу D.

С помощью верхнего ряда кнопок можно управлять отображением событий. Нажатие каждой из этих кнопок запрещает отображение соответствующего типа событий. Например, если вам не нужно видеть в списке ноты, достаточно нажать кнопку с изображением ноты.



Рис. 11.101 Нотный редактор в программе Cakewalk

Нотный редактор. Теперь перейдём к следующему редактору — нотному (рис. 11.101). Собственно говоря, рассматривать его подробно нет смысла, поскольку он довольно примитивен. Однако в нём можно использовать те же инструменты, что и в фортепианном редакторе (кроме инструмента «линия») для того, чтобы редактировать ноты. Наименьшая возможная при отображении длительность при этом выбирается из выпадающего меню с изображением нотки в верхней части редактора.
С помощью палитры дополнительных обозначений можно также добавлять в «партитуру» слова (кнопка L — Lyrics), обозначения гитарных аккордов (кнопка С — Chords), дополнительные обозначения (кнопка со значком «forte» — expressions), «вилочек» crescendo и diminuendo (кнопка с изображением вилочки), а также обозначения педали. Для добавления любого из этих обозначений необходимо выбрать инструмент «карандаш», а для изменения его параметров следует щёлкнуть на нём правой кнопкой мыши. Таким образом нужно поступать, чтобы выбрать педальные обозначения (нажатие или снятие), изменить длину «вилочек» crescendo и т. д.



Рис. 11.102 Микшер в программе Cakewalk

Для облегчения сведения композиции в программе Cakewalk можно воспользоваться окном микшера, которое можно открыть, щёлкнув в правой части основного окна правой кнопкой мыши и выбрав из контекстного меню пункт Console (рис. 11.102). Здесь вы видите микшер, в котором существует секция для каждой из непустых дорожек. Каждая секция содержит регуляторы для установки громкости и панорамы, а также регуляторы посылов на эффекты (реверберация и хорус — контроллеры №№ 91 и 93). Кроме того, здесь дублируются такие установки дорожек, как MIDI-выход, канал, банк, инструмент и т. д.

Активизация кнопки Record Automation в верхней части окна редактора разрешает запись всех манипуляций с микшером во время воспроизведения. Активизировать эту кнопку можно также с помощью нажатия клавиши А. Если при активизированной кнопке Record Automation включить воспроизведение и по ходу дела передвигать регуляторы микшера, они все будут записаны и автоматически повторятся при следующем воспроизведении.

Помимо описанного микшера, в программе Cakewalk существует ещё один микшер, секции (объекты) которого можно настраивать и создавать самостоятельно. Его окно открывается при выборе из контекстного меню правой части основного окна пункта StudioWare. При этом открывается окно, приблизительный вид которого показан на рис. 11.103.

В этом окне по умолчанию обычно содержится только одна «секция» микшера с кнопкой MUTE и регуляторами для установки громкости, панорамы, уровня реверберации (контроллер № 91) и хоруса (контроллер № 93). Здесь также имеется кнопка для запоминания всех манипуляций с регуляторами. Так что в некотором смысле этот микшер аналогичен предыдущему из рассмотренных.



Рис. 11.103. Настраиваемый микшер в программе Cakewalk

Однако в отличие от него, этот микшер является настраиваемым, т. е. можно самостоятельно создавать, удалять и редактировать его объекты. Для этого нажмите кнопку Design в верхней части микшера. Добавление к дорожке MIDI-эффектов. Рассмотрим эту возможность вкратце. Обратите внимание на поле Effects, расположенное в левой части основного окна. Если щёлкнуть мышью на любой дорожке в этом поле, то откроется небольшое окно, в которое можно добавлять MIDI-эффекты (рис. 11.104). Для добавления эффекта щёлкните на чёрном поле этого окна правой кнопкой мыши и выберите из появившегося меню пункт Cakewalk FX (по умолчанию он там один, хотя в принципе возможна установка дополнительных MIDI-эффектов). Появится подменю, из которого следует выбрать сам эффект. Таких эффектов в базовом наборе восемь. Рассмотрим только некоторые из них.

Эффект Arpeggiator превращает каждую ноту, сыгранную на дорожке, в арпеджированный пассаж. Окно настройки этого эффекта показано на рис. 11.105. Чтобы войти в окно настройки эффекта, дважды щёлкните на его названии в окне эффектов. Здесь в поле Swing можно изменять ровность пассажа (положительные его значения сдвинут каждую вторую ноту пассажа «вправо», а отрицательные — «влево»)* С помощью поля Rate можно изменять скорость пассажа, с помощью поля Legato — степень связности нот в пассаже, а с помощью поля Path — порядок нот. Кроме того, можно определить диапазон пассажа, отметив галЬчкой пункт Specify Output Range и установив в поле Lowest note самую низкую из возможных нот, а в поле Span — диапазон пассажа.

Эффект Echo Delay имитирует эффект цифровой задержки с помощью MIDI-средств. Каждая взятая на дорожке нота повторяется несколько раз с постепенным затуханием (эхо) и, возможно, транспозицией. Окно настройки этого эффекта показано на рис. 11.106. Здесь в поле Decay можно задать степень затухания. Причём значения, большие 100%, приведут, наоборот, к эффекту нарастания «задержанного сигнала». В поле Echoes следует ввести количество повторений каждой ноты. В поле Swing можно задать ритмические отклонения повторений. Поле Delay здесь определяет «время задержки», т. е. время между повторами ноты, заданное в миллисекундах, тиках или длительностях (единица измерения определяется в выпадающем меню Delay Units). Можно также задать «темп задержки» вручную, щёлкая мышью по кнопке Тар. С помощью поля Transpose можно задать транспозицию каждого из повторов.

Эффект Velocity позволяет произвольно изменять значения силы удара по клавишам. Окно настройки этого эффекта показано на рис. 11.107.



Рис. 11.106 Эффект MTDI-эха в программе CakewalkРис. 11.107 Эффект изменения velocity (силы удара по клавишам) в программе

Cakewalk

Здесь можно установить для velocity всех нот одно определённое значение (пункт Set all velocities to), изменить их текущее значение (пункты Change velocities by и Scale velocities to), ограничить диапазон Velocity (Limit Range), а также изменять velocity случайным образом. Следует отметить, что эффект Velocity (как и другие MIDI-эффекты) не изменяет значения MIDI-событий на дорожках. Все MIDI-эффекты пересчитывают и воспроизводят нужные изменения в реальном времени.

В заключение необходимо упомянуть о том, что в программе Cakewalk можно осуществлять звукозапись и применять звуковые эффекты.

Караоке

Для реализации функции караоке в компьютере необходимо иметь звуковую карту с MIDI-синтезатором, поддерживающим стандарт General MIDI. Впрочем, этот стандарт поддерживают практически все синтезаторы и звуковые карты, выпущенные в последние десять лет.

Файлы для караоке обычно имеют расширение kar. Для их воспроизведения можно воспользоваться и обычными программами, например Winamp или XMMS. Однако лучше установить более специфичные программы. Например, если вы работаете в Windows, вам может быть полезной программа GalaKar. Её окно изображено на рис. 11.108.
Если вы работаете с ОС Linux, то здесь для реализации караоке можно использовать ту же программу KMidi., о которой мы уже упоминали ранее. Работа с kar-файлами входит в её основные функции. Вообще говоря, kar-файлы представляют собой обычные MIDI-файлы, содержащие, однако, ещё и текст песни. Поэтому программы для реализации функции караоке обычно представляют собой обычные MIDI-проиг-рыватели, которые «умеют» делать ещё несколько дополнительных вещей:

■  отображение текста песни в отдельном окне;

■  регулировка тональности воспроизведения;

■  регулировка темпа воспроизведения.



Рис. 11.10В. Окно программы GalaKar


Всё это, например, умеет делать программа GalaKar. В окне этой программы предусмотрены, в частности, кнопки для изменения тональности и темпа прямо во время проигрывания. Кроме того, если щёлкнуть правой кнопкой мыши внутри окна программы, откроется контекстное меню, предоставляющее доступ ещё к нескольким функциям. Например, можно будет сохранить слова песни в отдельный файл и распечатать их на принтере.




Обсудить статью на форуме


Если прочитаная статья из нашей обширной энциклопедия компьютера - "Использование MIDI", оказалась полезной или интересной, Вы можете поставить закладку в социальной сети или в своём блоге на данную страницу:

Так же Вы можете задать вопрос по статье через форму обратной связи, в сообщение обязательно указывайте название или ссылку на статью!
   


Copyright © 2008 - 2024 Дискета.info